Отдел образования Наровчатского района

 

 

 

 

 

Публичный доклад

 

 

Об итогах деятельности Отдела образования Наровчатского района в 2011-2012 учебном году и задачах на 2012-2013 учебный год

 

 

 

«Развитие муниципальной системы образования в условиях модернизации:

 от инноваций к системным изменениям»

 



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наровчат

 2012

 

Редакционная коллегия:

 

Ягольникова Л.И.

 

 

Составители:

 

   Толстоухова Е.А.,  Бородачева Т.А., Киреева Г.Н., Курчашова С.В., Моторина Е.Г., Кривозубова Е.Н.

 

 

 

 

Ягольникова Л.И.

 

   Об итогах деятельности Отдела образования Наровчатского района в 2011-2012 учебном году и задачах на 2012-2013 учебный год

публичный доклад.- Наровчат: Отдел образования Наровчатского района, 2012.—24 с.

 

«Развитие муниципальной системы образования в условиях модернизации: от инноваций к системным изменениям»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  © Отдел образования Наровчатского района

 

 

 

 

 

 

 

 

Структура доклада

 

I Характеристика условий функционирования районной образовательной системы и внешний запрос к системе образования

4

         1.Демографическая ситуация

4

         2.Трудоустройство подростков

4

II Цели и задачи районной системы образования

 

4

         1.Роль системы образования в социально-экономическом развитии района

4

         2.Общая характеристика системы образования района

5

III Доступность образования

 

5

         1.Структура сети образовательных учреждений

5

         2.Контингент обучающихся и охват образованием детей соответствующего возраста

6

         3.Образование детей с ограниченными возможностями здоровья

6

         4.Дошкольное образование в Наровчатском районе

6

IV Результаты деятельности   системы образования     

 

8

         1. Учебные результаты

8

         2.Внеучебные достижения

12

         3.Социализация детей

13

         4.Обучение через предпринимательство

15

V Условия обучения и эффективность использования ресурсов

 

16

         1.Финансирование  образования

16

         2.Оснащенность современным оборудованием и использование современных информационных технологий.

18

         3.Кадровый потенциал

20

VI Перспективы развития системы образования Наровчатского района на 2013 год

23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I. Характеристика условий функционирования районной образовательной системы и внешний запрос к системе образования

 

1.Демографическая ситуация

    В настоящее время образование Наровчатский район  находится в стадии модернизации.

    Мы живём в эпоху больших перемен, быстро меняющегося мира. Меняется структура экономики, меняется структура общества. Жизнь требует больших перемен. Образование - это отрасль, которая не должна отставать от жизни, ему необходимо идти в ногу со временем, надо активно внедрять новые технологии, реформироваться… Система образования Наровчатского района отражает все процессы, которые происходят   в образовательном пространстве Пензенской области

    Стратегическими целями образования Наровчатского района являются:

- обеспечение доступности качественного образования для всех слоев населения как основы социальной мобильности и снижения социально-экономической дифференциации в обществе;

- создание условий для развития непрерывного образования, для поддержки талантливой молодежи, молодежных объединений и организаций;

- создание условий для активного включения детей и молодежи в социально-экономическую, политическую и культурную жизнь общества, поддержки семьи.

    В течение последних лет система образования в районе находится под влиянием демографического спада.

    Демографическая ситуация привела к реструктуризации сети образовательных учреждений района.

    По результатам предварительного комплектования первого сентября 2012 года за парты сядут 1158 учеников, что на   43 ученика меньше, по сравнению с прошлым годом.

 

2.Трудоустройство подростков

 

   Трудоустроено через центр занятости населения в 2010 году – 430 детей, за 2011 года 267. За 8 месяцев 2012 года в общеобразовательных учреждениях Наровчатского района трудоустроено 212 школьников.

 

  

II Цели и задачи районной системы образования

 

 1.Роль системы образования в социально-экономическом развитии района

   

     Образование в Наровчатском районе играет важнейшую роль:

- в создании основы для устойчивого социально-экономического и духовного развития

- в создании условий для повышения конкурентоспособности личности, развитии инновационной сферы и малого бизнеса;

- в формировании трудовых ресурсов, способных воспроизводить и развивать материальный и интеллектуальный потенциал региона;

- в формировании молодого человека как гражданина своей Родины.

Развитие рыночной экономики, в которой основным ресурсом является мобильный и высококвалифицированный человеческий капитал, требует достижения нового качества массового образования, качества, понимаемого как соответствие требованиям новой системы общественных отношений и ценностей, требованиям новой экономики.

   Возрастание роли системы образования в социально-экономическом развитии района находит отражение в запросе на подготовку энергичных предприимчивых работников, обладающих качествами лидера, способных творчески мыслить, находить нестандартные решения, уметь выбирать профессиональный путь, достигать жизненного успеха, организовывать созидательную социально-полезную деятельность на благо развития района.

 

 2.Общая характеристика системы образования района

 

    Инициатива «Наша новая школа» определяет основное направление развития современного российского образования.

    В основу модели современной школы положены такие идеи, как система поддержки талантливых детей, изменение школьной инфраструктуры, развитие учительского корпуса, укрепление здоровья школьников, развитие самостоятельности школ. Эти процессы направлены на реализацию приоритетного национального проекта «Образование» и национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».

    К  системе образования предъявляются достаточно высокие требования:

— разнообразие и вариативность образовательных программ, способных обеспечить доступность и качество образовательных услуг для всех категорий детей;

— соответствие содержания и качества образовательных услуг запросам  рынка труда.

 

 

III Доступность образования 

 

  1.Структура сети образовательных учреждений

 

По состоянию на 1 сентября 2012 года сеть образовательных учреждений представлена 8 школами: 5 средних (МБОУ СОШ с.Наровчат, МБОУ СОШ с.Виляйки, МБОУ СОШ с.Вьюнки, МБОУ СОШ с.Б.Колояр, МБОУ СОШ с. Новые Пичуры) и 2 основных (МБОУ ООШ с.Б.Кирдяшево, МБОУ ООШ с.Паны, МБОУ ООШ с.Телешовки).

 В 2011-2012 учебном году произошла реорганизация путем присоединения МБОУ СОШ с.Плесковка, МБОУ ООШ с.Потодеево к МБОУ СОШ с.Наровчат.   Реорганизация путем присоединения связана с   демографическими факторами, связанными со снижением контингента детей дошкольного возраста.

 В процессе ликвидации находится начальная школа с.Большой Чердак, что связано также с отсутствием обучающихся.

 

 

 2.Контингент обучающихся и охват образованием детей соответствующего возраста.

 

    Число учащихся муниципальных общеобразовательных учреждений Наровчатского района ежегодно уменьшается.

 

Динамика снижения количества обучающихся с 2008-2012 год.

 

 

 

    3.Образование детей с ограниченными возможностями здоровья

 

    Для детей с ограниченными возможностями здоровья созданы условия для обучения на дому по полной общеобразовательной или индивидуальной программе. В 2011-2012 учебном году на дому обучались 10 детей. Организация образовательного процесса в форме индивидуального обучения на дому обеспечивает образование ребенка в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом.

     А также в районе 3 обучающихся получают дистанционное образование на базе ГБОУ ПО «Губернский лицей для одаренных детей».

 

4.Дошкольное образование в Наровчатском районе

 

В настоящее время 2 дошкольных образовательных учреждения Наровчатского района посещают 200 детей: 120 детей посещают МДОУ детский сад № 1 «Полянка», 80 детей посещают МДОУ детский сад       № 2 «Солнышко».

Численность детей, посещающих детские сады, составляет 46% от общего числа детей дошкольного возраста.

 Показатель охвата дошкольными услугами на протяжение нескольких лет остается стабильным.

 

Охват детей дошкольного возраста

услугами дошкольного образования.

(по состоянию на 1 сентября 2012 года).

 

 

Возраст детей

Численность детей, охваченных услугами дошкольного образования, чел.

Доля детей, получающих услуги дошкольного образования,  %

от 0 до 1 года

-

-

от 1 года до 3 лет

40

23

от 3 до 5 лет

93

49

от 5 до 7 лет

67

40

 

 Помимо детских садов в 2011-2012 учебном году работали 16 групп предшкольной подготовки для детей 5-7-летнего возраста, где дошкольные услуги получали еще 46 детей Наровчатского района. Работа с детьми строится на основе программ дошкольного образования.

В МБОУ СОШ с. Новые Пичуры открыта  группа социально – педагогической направленности « Преемственность», в которой получают услуги дошкольного образования 16 детей дошкольного возраста.

Таким образом, доля детей 5-7-летнего возраста, получающих услуги дошкольного образования, составляет  60%.

В 2012-2013 учебном году будут работать 16 групп в 8 образовательных учреждениях Наровчатского района и планируется подготовить к школе 51 воспитанника.

 

 

 

 

 

Динамика предшкольной подготовки детей 5-7-летнего возраста.

 

 

 

 

Снижение количества детей 5-7 летнего возраста связано с низкой  рождаемостью  детей в Наровчатском районе.

Очередность в дошкольные образовательные учреждения района отсутствует. Детские сады посещают дети из сел: Мелюковка, Шиловка, Сканово, Б.Кавендра, Виляйки. 

В целях материальной поддержки воспитания детей, посещающих муниципальные дошкольные образовательные учреждения, родителям выплачивается компенсация части родительской платы на первого ребенка в размере 20% размера внесенной ими родительской платы, на второго ребенка в размере 50%, на третьего и последующих детей в размере 70 %.

 

IV Результаты деятельности   системы образования

 

  1. 1.     Учебные результаты

 

     На протяжение последних 7 лет мы активно осваивали один из видов внешней оценки качества образования ЕГЭ для выпускников 11-х классов.  Единый государственный экзамен представляет собой форму объективной оценки качества подготовки лиц, освоивших образовательные программы среднего (полного) общего образования,  с использованием заданий стандартизированной формы, выполнение которых позволило установить уровень освоения выпускниками федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования.

       Освоение основных общеобразовательных программ среднего (полного) общего образования в образовательном учреждении завершился обязательной государственной (итоговой) аттестацией выпускников по русскому языку и математике.

      Экзамены по другим общеобразовательным предметам - литературе, физике, химии, биологии, географии, истории, обществознании, иностранным языкам (английский, немецкий, французский и испанский языки), информатике и информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ) - выпускники сдавали на добровольной основе по своему выбору. Количество экзаменов по выбору определялось выпускниками самостоятельно.

         В ЕГЭ принимали участие выпускники текущего года, допущенные в установленном порядке к государственной (итоговой) аттестации по результатам освоения образовательных программ среднего (полного) общего образования, а также могли участвовать выпускники прошлых лет.

         В 2012 году в ЕГЭ приняли участие 105 выпускников, 2 выпускника проходили итоговую аттестацию в форме выпускного экзамена.

 

Результаты ЕГЭ-2012:

Предмет

Проходной балл

Средний балл, Пензенская область

Средний балл, Наровчатский район

Количество участников

Русский язык

36

61.3

58,5

105

Математика

24

48,7

60

105

Биология

36

60.1

62.7

23

Информатика

40

60.1

62.7

4

Химия

36

64.2

71

13

Обществознание

39

59

57.8

60

Физика

36

48.1

51.8

22

История

32

58.7

61

18

Английский язык

20

67.7

56

2

Литература

32

61.7

64,5

2

 

 

 

 

 

 

Динамика показателей ЕГЭ в Пензенской области  и Наровчатском районе в 2012 году

 

 

  Показатели по русскому языку, обществознанию, истории, английскому языку ниже областных. Учителям предметникам  вышеназванных областей следует обратить особое внимание на подготовку выпускников с целью  повышения качества знаний по предметам.

   Таким образом, анализируя  результаты ЕГЭ, можно судить о качестве преподавания, уровне профессиональной подготовленности учителей.

 

Наивысшие результаты  по предметам показали следующие учащиеся:

 

Русский язык- Курышева Мария (90 баллов)-МБОУ СОШ с.Виляйки;

Математика- Курышева Мария (74 балла)-МБОУ СОШ с.Виляйки;

История -Харитошкина Елена (93 балла)-МБОУ СОШ с.Наровчат;

Физика-Усов Сергей (84 балла)-МБОУ СОШ с.Наровчат;

Обществознание-Кошелева Яна (93 балла)-МБОУ СОШ с.Наровчат;

Химия- Курышева Мария (92 балла)-МБОУ СОШ с.Виляйки;

Биология- Курышева Мария (84 балла)-МБОУ СОШ с.Виляйки

    Все выпускники успешно сдали итоговую аттестацию и получили аттестат о среднем образовании.

9       выпускников получили аттестаты особого образца с золотой медалью и 5 выпускников аттестат особого образца с серебряной  медалью.

 

 

 

         В рамках региональной системы оценки качества образования 16 обучающихся 9 классов прошли итоговую аттестацию в новой форме.

         Русский язык:   

 

РЕЗУЛЬТАТЫ

экзамена в новой форме

по русскому языку в 9-х классах  образовательных учреждений района

 

пп

Образовательные учреждения

ВСЕГО

обучающихся

Качество знаний

%

(2012г.)

1

МБОУ ООШ с. Вьюнки

6

50

2

Филиал МБОУ СОШ с. Наровчат в селе Плесковка

7

43

3

МБОУ СОШ с. Новые Пичуры

3

67

 

 

РЕЗУЛЬТАТЫ

 экзамена в новой форме по математике в 9-х классах

  образовательных учреждений района

пп

Образовательные учреждения

ВСЕГО

обучающихся

Качество знаний

%

(2012г.)

1

МБОУ ООШ с. Вьюнки

6

33

2

Филиал МБОУ СОШ с. Наровчат в селе Плесковка

7

57

3

МБОУ СОШ с. Новые Пичуры

1

100

 

          РЕЗУЛЬТАТЫ

 экзамена в новой форме по химии в 9-х классах

  образовательных учреждений района

пп

Образовательные учреждения

ВСЕГО

обучающихся

Качество знаний

%

(2012г.)

1

МБОУ СОШ с. Новые Пичуры

2

100

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕЗУЛЬТАТЫ

 экзамена в новой форме по литературе в 9-х классах

  образовательных учреждений района

пп

Образовательные учреждения

ВСЕГО

обучающихся

Качество знаний

%

(2012г.)

1

МБОУ СОШ с. Вьюнки

1

100

 

2.Внеучебные достижения

 

   Важнейшая работа - занятость детей. В 2011-2012 учебном году 90,6 учащихся заняты в кружках и секциях.

       В целях дополнительного образования детей    в общеобразовательных учреждениях района организованы объединения и спортивные секции. Всего их 70, из них:

-художественно- творческих- 16 в них детей- 291;

-спортивных – 22  в них детей -318;

-социально-педагогических- 4  в них детей-47;

-декоративно- прикладных- 10  в них детей – 195;

-краеведческих 2 в них детей- 31.

Для реализации внеурочной деятельности младших школьников, обучающихся по новым образовательным стандартам,  организованы кружки, клубы,  секции по направлениям:

        -спортивно – оздоровительное направление;

        - общеинтеллектуальное   направление;

        - общекультурное направление;

        -духовно-нравственное направление;

        - социальное направление.

          Содержание занятий, предусмотренных как внеурочная деятельность,  формируется с учётом пожеланий обучающихся и их родителей и направляется на реализацию различных форм её организации, отличных от урочной системы обучения: (экскурсии, кружки,  олимпиады, соревнования, диспуты, КВНы).

    С  каждым годом возрастает количество детей, участвующих в областных мероприятиях.

 

 

Победители районных и областных конкурсов 2011-2012 учебный год

 

1. Ромжаев Александр (МБОУ СОШ с.Наровчат) 1 место  в областном фотоконкурсе «Мир глазами детей»;

2. Кортикова Наталья (МБОУ СОШ с.Наровчат) 2 место  в областном фотоконкурсе «Мир глазами детей»;

 

3. Свищев Александр (МБОУ СОШ с.Наровчат)  3 место в областном конкурсе детского творчества «Мир заповедной природы-2012» (номинация «Фотоконкурс»);

 

4. Толстоухова Елена (МБОУ СОШ с.Наровчат) 1 место в районном конкурсе рисунков на асфальте;

 

5. Морозова Екатерина (МБОУ СОШ с.Наровчат) 1 место в районных соревнованиях «Лыжня России-2012»;

 

6. Караваева Юлия (МБОУ СОШ с.Наровчат) 2 место в районных соревнованиях «Лыжня России-2012»;

 

7. Обухова Валерия (МБОУ СОШ с.Наровчат) 1 место в районных соревнованиях «Лыжня России-2012»;

 

8. Стрелин Павел (МБОУ СОШ с.Наровчат) 1 место  в районном конкурсе «Безопасное колесо»;

 

9. Садлов Вадим (МБОУ СОШ с.Наровчат) 1 место  в районном конкурсе «Безопасное колесо»;

 

10. Хвастунова Марина  (МБОУ СОШ с.Наровчат) 1 место в областном конкурсе рисунков «Мир заповедной природы»;

 

11. Ефремова Александра (МБОУ СОШ с.Наровчат) 2 место в районных соревнованиях по плаванию «Самый спортивный класс»;

 

13. Ординарцева Валерия (МБОУ СОШ с.Наровчат)   победитель 2 степени Международной олимпиады по английскому языку; победитель 2 степени Всероссийского конкурса «Мой учитель»; победитель 3 степени Всероссийской олимпиады по английскому языку;

 

14. Есина Екатерина (МБОУ СОШ с.Наровчат)   лауреат 3 степени Всероссийского конкурса по английскому языку;

 

15.Миронова Алена (МБОУ СОШ с.Наровчат)   2 место в областном фестивале «Февральский ветер».

 

 

       3.Социализация детей

 

Одним из основных направлений работы  Отдела образования  является выполнение государственных полномочий по опеке и попечительству над несовершеннолетними, предусмотренных статьей 91 Закона Пензенской области от 22.12.2006 № 1176 – ЗПО «О наделении органов местного самоуправления Пензенской области отдельными государственными полномочиями Пензенской области и отдельными государственными полномочиями, переданными  для осуществления органам государственной власти Пензенской области» (с последующими изменениями).

         По состоянию на 01.08. 2012 года в районе 50 детей находятся под опекой (попечительством). Из них – 16 детей, оставшихся без попечения родителей, среди них - 5 сирот (умерли оба или единственный родитель); 5 детей добровольно переданы родителями под опеку (попечительство); в 21 приемной семье воспитывается 29 приемных детей, из них 5 – сирот.

В 2012 году число выявленных детей, оставшихся без попечения родителей составило 2 человека.  Из них 1 устроен под опеку,   в отношении другого – решается вопрос об устройстве в замещающую семью или в учреждение для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

         Случаев усыновления детей в 2012 году в районе не было.

         Постоянно ведется  работа по развитию института приемной семьи. Так, в апреле 2012 года создана еще 1 приемная семья, в которую приехал   ребенок из детского дома.

         На содержание детей, оставшихся без попечения родителей, и находящихся под опекой (попечительством), в приемных семьях ежемесячно выплачивается денежное пособие. С 1 января 2012 года размер денежного пособия на содержание детей увеличен в среднем на 6 % и составляет: на детей в возрасте до 3 лет – 5560, от 3 до 7 лет – 5335, от 7 до 11 лет – 6790, от 11 до 18 лет – 7315 рублей. Дополнительно всем опекунам (попечителям), приемным родителям выплачивается пособие на организацию летнего отдыха в размере 4 000 рублей независимо от  предоставления бесплатной путевки в загородный лагерь.

         В  2012  году значительно сократилось число несовершеннолетних, в отношении которых представлены в суды   заключения в защиту законных прав и интересов: это заключения о лишении родительских прав, об ограничении в родительских правах. В июле 2012 года по заявлению КДН и ЗП Ковылкинского района РМ ограничена в родительских правах мать 1 ребенка. Ребенок находится в учреждении соцзащиты Ельниковского района Республики Мордовия.

В 2011 году практически все очередники из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечены благоустроенным

Создать бесплатный сайт с uCoz